Анализ деятельности районного методического объединения
учителей русского языка и литературы в 2021-2022 учебном году
В течение учебного года проводилась работа по методической теме «Формирование функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности как одна из основных задач ФГОС».
Работа районного методического объединения учителей русского языка и литературы проводилась согласно составленному плану.
Курсовая подготовка педагогов
Учителя в течение учебного года проходили курсовую подготовку, в том числе по функциональной грамотности (Выдрина З.А., Акулинина М.В., Богданова Н.Б., Суворкина Н.Н., Панина Н.Б., Савчук Ю.Б., Турышева Л.Н., Черткова И.Н. и др.), а также по реализации требований обновлённых ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя (Богданова Н.Б., Панина Н.Б., Замахина В.С., Малыгина Т.П., Пудова Л.Н., Савчук Ю.Б., Турышева Л.Н., Черткова И.Н. и др.)
В рамках методического семинара по формированию функциональной грамотности (13.04.2022) рассмотрен вопрос о формировании читательской грамотности (Акулинина М.В.).
Доронина Н.П., Корельская Ю.А., Тышкунова Т.В. (Верхне-Матигорская СШ), Богданова Н.В. (Двинская СШ») участвовали в апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций, выполнила диагностические работы по предмету «Литература» на базе Управления образования.
Выступление педагогов на конференциях, вебинарах
Учителя района обобщили опыт работы не только на школьном, но и на муниципальном и региональном уровне:
Муниципальный уровень
- Пинежская Ю.В. - Приобщение детей к книге и чтению, информационной культуре посредством проведения массовых мероприятий с использованием ИКТ (Районное МО школьных библиотекарей ОО Холмогорского муниципального района по теме «Инновационные формы работы современной школьной библиотеки)
Региональный уровень
- Панина Н.Б. – Роль краеведения в развитии и воспитании духовно – нравственных ценностей обучающихся. (Педагогическая онлайн – конференция «Пути отечественного просвещения»).
- Акулинина М.В. – Особенности структуры конспекта урока по ОРКСЭ «Монастырь». (Областной вебинар «Готовимся к конкурсу ”За нравственный подвиг учителя”»).
Публикации педагогов
Педагоги РМО имеют публикации на различных уровнях:
Школьный уровень
- Малыгина Т.П. Внеклассное мероприятие «Читаем вслух Достоевского», 8-10 кл. – Печатный сборник «Из опыта работы. – 2022г.»
- Богданова Н.В. «Северная сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова». – сборник методических материалов педагогов МБОУ «Двинская СШ» «Вектор». – 2021
- Акулинина М.В. Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Синтаксическая ярмарка». – сборник методических материалов педагогов МБОУ «Двинская СШ» «Вектор». – 2021
- Сундушникова Т.Н. Методическая разработка урока литературы «Любил Россию до сердечной боли…» (литературная композиция, посвящённая памяти Н.М.Рубцова). - http://lkschool.ru/
Муниципальный уровень
- Книга «Холмогорский уезд-район Архангельской земли: энциклопедия / гл.ред. Р.А. Ханталин, зам. гл. ред: Г.Л. Панин. –Архангельск: КИРА, 2021
- Быркова Т.В. Статьи: «Белогорская школа», «Жданова Евгения Ивановна», «Мягкая Надежда Николаевна»
- Панина Н.Б. Статьи "Заболотье", " Зачачьевский храмовый ансамбль"
- Науки юношей питают…, методическое пособие по изучению наследия М.В. Ломоносова», сост., рук. авт. кол. Большакова Н.В. – Москва.: Издательский дом «Сказочная дорога», 2021 г.
- Савчук Ю.Б. М.В. Ломоносов и русский язык. Раздел «Морфология. Имя прилагательное» (материал для использования на уроках русского языка и во внеурочной деятельности).
- Турышева Л.Н. 1. М.В. Ломоносов и русский язык. Раздел: «Морфология». Тема: «Причастие».
- Савчук Ю.Б., Турышева Л.Н. Шохина В.В. Краеведческая игра «Поле чудес» (итоговое мероприятие для обучающихся 9-11 классов).
- «Маяк образования. Выпуск №3. – Управление образования администрации МО Холмогорский район», 2021
- Акулинина М.В. Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку «Экскурс в историю родного языка», посвященная 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (10-11 классы)
- Выдрина З.А. Статья «Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочном процессе»
- «Маяк образования. Выпуск №1. – Управление образования администрации МО Холмогорский район», 2022
- Головина Е.В. Рабочий лист как средство развития познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
- Публикация обучающихся под руководством Суворкиной Н.Н.: Статья «Хлеб войны и хлеб Победы». – «Холмогорская жизнь» №18 2022 г.
Региональный уровень
- Выдрина З.А. Статья в разделе «М.В. Ломоносов и русский язык»: приложение к теме «Публицистический стиль речи» – «Науки юношей питают…». Методическое пособие по изучению наследия М.В. Ломоносова / Е.С. Багрецова, О.В. Берденникова, Н.Е. Вронская [и др.]; сост., рук. авт. кол. Н.В. Большакова. М.: Издатель-ский дом «Сказочная дорога», 2021. – 288 с.: илл.
- Акулинина М.В. Интерактивный кроссворд «310 лет со дня рождения М.В. Ломоносова». - Сетевой информационно-методический журнал АО ИОО «Северная Двина» №4/2021 июль-август (с.73); Интерактивный плакат «Односоставные предложения» (8 класс). - База знаний АО ИОО. Учебно-методические материалы. –http://kbase.onedu.ru/browse/detail.php?DOC=224278
Кроме того, педагоги имеют собственный сайт по профилю профессиональной деятельности, где размещают методические материалы:
- Быркова Т.В. - tvbyrkova.ucoz.ru
- Акулинина М.В. - https://infourok.ru/user/akulinina-marina-vasilevna
- Замахина В.С. - https://infourok.ru/user/zamahina-valentina-sergeevna
- Малыгина Т.П. - https://nsportal.ru/malygina-tatyana-petrovna
- Богданова Н.В. - https://multiurok.ru/id26653028/
- Турышева Л.Н. - https://multiurok.ru/id71753595/.
Участие педагогов в конкурсах различного уровня
В Двинской СШ и Луковецкой СШ проведены школьные конкурсы профессионального мастерства «Учитель года».
В Луковецкой СШ все члены МО приняли в нем участие и являются победителями в разных номинациях: Громова И.А. - в номинации «О, сколько нам открытий чудных…»; Сундушникова Т.Н.- в номинации «Аплодисменты»; Быданова К.Р. - в номинации «Правая рука»; Курочкина Я.С. – в номинации «Вектор роста».
В Двинской СШ участие в конкурсе приняла Богданова Н.В. и стала призёром конкурса.
В муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года - 2021» приняла участие и стала победителем Сухопарова Е.Г., учитель русского языка и литературы Рембуевской СШ.
Также учителя принимали активное участие в различных конкурсах на муниципальном, региональном, всероссийском уровне, стали победителями:
Муниципальный уровень
Выдрина З.А., учитель Брин-Наволоцкой СШ, победила в заочном конкурсе разработок внеклассных мероприятий «Многогранье» (номинация «Горизонты открытий»), заняла 1 место в Районных педагогических чтениях «Мастерство педагога – талант ученика», посвящённые 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова («Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочном процессе»).
Акулинина М.В., учитель Двинской СШ, одержала победу в заочном конкурсе «Лучший медиаурок» для педагогических работников ОО МО «Холмогорский муниципальный район»
Региональный уровень
- Выдрина З.А. Достижения в педагогической деятельности. - II региональная выставка «Педагогический звездопад».
- Замахина В.С. – Заочный региональный конкурс «ФГОС ООО как основной механизм повышения качества»
- Акулинина М.В. - Конкурс «За нравственный подвиг учителя» (номинация «Лучшая методическая разработка в предметных областях: ОРКСЭ, ОДНКНР»)
- Панина Н.Б. - Конкурс «За нравственный подвиг учителя» (номинация «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательной организации»).
Участие педагогов в жюри конкурсов, экспертной деятельности
Педагоги РМО принимали активное участие в работе жюри не только на уровне школы, но и района. Были членами жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературы в Холмогорском муниципальном районе Архангельской области, муниципального заочного конкурса разработок внеклассных мероприятий «Многогранье», районной исследовательской конференции «Старт в науку», муниципального этапа конкурса «Живая классика», отборочного этапа на региональный этап всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности», а также многопрофильной международной онлайн-олимпиады отборочного тура «Будущее Арктики» по русскому языку (региональный уровень).
Пермиловская Н.П. (Брин-Наволоцкая СШ) приняла участие в оценке работ с развернутым ответом участников основного государственного экзамена и единого государственного экзамена по русскому языку (проверка работ ГИА).
Пермиловская Н.П. (Брин-Наволоцкая СШ), Черткова И.Н. (Зачачьевская ОШ), Акулинина М.В. (Двинская СШ) являются членами редакционно-творческой группы при подготовке районного периодического издания педагогического вестника «Маяк образования».
В течение учебного года были руководителями экспертных групп по проведению аттестации педагогических работников: Выдрина З.А. – 4 раза, Акулинина М.В., Малыгина Т.П., Турышева Л.Н. – 2 раза, Суворкина Н.Н., Сундушникова Т.Н., Савчук Ю.Б. – 1 раз.
Сундушникова Т.Н. была руководителем педагогической практикой студентов.
Открытые уроки
В течение учебного года учителями РМО проведены открытые уроки на школьном уровне:
Предмет |
Тема урока |
Класс |
ФИО учителя |
Русский язык |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. |
11 класс |
Замахина В.С. Ломоносовская СШ |
Русский язык
|
«Звуки и буквы». «Безличные глаголы». |
5 класс 5 класс |
Богданова Н.В. Двинская СШ |
Русский язык |
Повторение темы «Вводные слова». |
8 класс |
Акулинина М.В. Двинская СШ |
Русский язык |
«Два памятника М.В. Ломоносову: мой и С.Н. Сюхина» (в рамках Ломоносовской недели 2021). |
7 класс |
Быркова Т.В. Белогорская СШ |
Русский язык
|
«Подготовка к ЕГЭ: решение трудных заданий». |
10 класс
|
Громова И.А. Луковецкая СШ |
Русский язык |
Обобщающий урок по теме «Местоимение». |
6 класс |
Черткова И.Н. Зачачьевская ОШ |
Русский язык |
Значение слова |
5 класс |
Пинежская Ю.В. Ломоносовская СШ |
Литература |
«Обобщение по теме «Русские народные сказки». |
5 класс |
Панина Н.Б. Зачачьевская ОШ |
Литература |
Медленное прочтение стих-я М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». |
8 класс |
Пудова Л.Н. Емецкая СШ |
Литература |
«У войны не детское лицо» (час мужества). |
6 класс |
Сундушникова Т.Н. Луковецкая СШ |
Родная литература (русская) |
«К.П. Гемп – «Ломоносов в юбке» (в рамках Ломоносовской недели 2021). |
9 класс |
Быркова Т.В. Белогорская СШ |
Внеклассная работа по предмету
Учителями РМО проводилась внеклассная работа по русскому языку и литературе, использованы такие формы работы, как беседы, конкурсы чтецов, конкурсы сочинений, викторины, турниры, литературная гостиная, литературная игра «Где? Что? Когда?», игра-путешествие, игра по станциям, скрэблл-игра, литературная композиция, ломоносовский урок и др.
Проведены предметные недели по русскому языку и литературе в Брин-Наволоцкой СШ, Неделя литературного краеведения «Люби и знай свой северный край!», Месячник литературного чтения в Верхне-Матигорской СШ, Неделя, посвященная 220-летию со дня рождения В.И. Даля «Хранитель сокровищниц русского слова» в Двинской СШ, Неделя литературы в Емецкой СШ, Ломоносовская неделя в Белогорской и Светлозерской СШ, литературная предметная неделя «Книга учит жить, книгой надо дорожить» в Луковецкой СШ и др.
Суворкина Н.Н., учитель Белогорской СШ, в рамках внеурочной деятельности ведет кружки «Ломоносововедение» (6 класс), «Северные россыпи» (6 класс).
Участие обучающихся в конкурсах муниципального уровня
Обучающиеся приняли активное участие в муниципальном этапе конкурса «Живая классика» (Брин-Наволоцкая СШ, Верхне-Матигорская СШ, Зачачьевская ОШ, Емецкая СШ и др.), в районной акции «Неделя детской и юношеской книги» (Брин-Наволоцкая СШ, Белогорская СШ, Луковецкая СШ, Светлозерская СШ и др.), в чемпионате по чтению вслух среди старшеклассников «Страница 22» (Брин-Наволоцкая СШ, Верхне-Матигорская СШ, Емецкая СШ, Луковецкая СШ, Светлозерская СШ и др.), в конкурсе «Мы будущие защитники Родины» (Верхне-Матигорская СШ).
В викторине «От Холмогор до Колы – 33 Николы», посвященной 340-летию учреждения Архангельской и Холмогорской епархии участвовали ученики Двинской СШ (Акулинина М.В.), Верхне-Матигорской СШ (Доронина Н.П.), Зачачьевской ОШ (Панина Н.Б.).
Достижения обучающихся
Региональный уровень
Победители
- Региональный конкурс «Я хочу стать врачом» (Брин-Наволоцкая СШ) - Выдрина З.А.
- Конкурс «Человек доброй воли» (Верхне-Матигорская СШ) – Тышкунова Т.В.
- Онлайн-викторина в рамках областного детско-юношеского конкурса «Дорогой народных традиций»! (Белогорская СШ) – Суворкина Н.Н.
Призёры
- Областная военно-историческая игра «Великая Отечественная война» (команда 10 класса Брин-Наволоцкой СШ) – Выдрина З.А.
- Викторина «Архангельская область в годы Великой Отечественной войны» областной акции «Наши ветераны» (команда 10 класса Брин-Наволоцкой СШ) – Выдрина З.А.
- Конкурс «Память, которой не будет конца» (Верхне-Матигорская СШ) – Тышкунова Т.В.
- Конкурс «Наш мир без террора» (Верхне-Матигорская СШ) – Тышкунова Т.В.
- Конкурс «Письмо солдату» (Верхне-Матигорская СШ): два спецдиплома – Тышкунова Т.В., один спецдиплом – Доронина Н.П.
- Конкурс эссе «Я соблюдаю закон» (Зачачьевская ОШ) – Панина Н.Б.
- Конкурс «Край наш поморский» (Луковецкая СШ)
Всероссийский уровень
Призёры
- Всероссийский заочный конкурс «На благо Родины» (Верхне-Матигорская СШ) – Тышкунова Т.В.
- Международная академия образования «Смарт» «Я расскажу вам о войне» (Верхне-Матигорская СШ) – Доронина Н.П.
Участие обучающихся в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников
Русский язык
Школа |
Победители |
Призеры |
Участники |
Всего |
Луковецкая СШ |
1 |
2 |
6 |
9 |
Брин-Наволоцкая СШ |
|
1 |
3 |
4 |
Рембуевская СШ |
|
|
3 |
3 |
Емецкая СШ |
|
2 |
4 |
6 |
Ломоносовская СШ |
|
|
3 |
3 |
Верхне-Матигорская СШ |
|
1 |
3 |
4 |
Зачачьевская ОШ |
|
2 |
|
2 |
Светлозерская СШ |
1 |
|
|
1 |
Двинская СШ |
|
|
1 |
1 |
Холмогорская СШ |
|
1 |
2 |
3 |
Кехотская СШ |
|
|
1 |
1 |
Усть-Пинежская СШ |
|
1 |
|
1 |
Итого: |
2 |
10 |
26 |
38 |
Литература
Школа |
Победители |
Призеры |
Участники |
Всего |
Луковецкая СШ |
|
2 |
6 |
8 |
Рембуевская СШ |
|
1 |
1 |
2 |
Емецкая СШ |
|
1 |
2 |
3 |
Верхне-Матигорская СШ |
|
1 |
5 |
6 |
Светлозерская СШ |
|
2 |
|
2 |
Двинская СШ |
|
1 |
|
1 |
Холмогорская СШ |
4 |
|
2 |
6 |
Кехотская СШ |
|
|
2 |
2 |
Селецкая СШ |
|
1 |
3 |
4 |
Белогорская СШ |
1 |
1 |
|
2 |
Итого: |
5 |
10 |
21 |
36 |
Участие обучающихся в других олимпиадах
- Повесть А.С. Грина «Алые паруса»» (МБУК «Феодосский литературно-мемориальный музей А.С. Грина») – Белогорская СШ - призёр (Суворкина Н.Н.)
- Онлайн-олимпиада по литературе (платформа Учи.ру) – Светлозерская СШ – 1 победитель и 1 призёр (Турышева Л.Н.)
- ПСТГУ Заочная олимпиада «Аксиос» по русскому языку – Двинская СШ – 1 победитель и 1 призёр (Акулинина М.В.)
Участие обучающихся в проектно-исследовательской деятельности
1) 11 историко-краеведческие чтения, посвящённые памяти священника Куростровской церкви А.Н.Грандилевского «И сердцем и умом меж вами обращаюсь…» (номинация «О временах былых») – Белогорская СШ, 10 класс (рук. Суворкина Н.Н.) – победитель.
2) Районная конференция учебно - исследовательских работ «Старт в науку»
Номинация «Краеведение»
- Зачачьевская ОШ, 8 класс (Панина Н.Б.) – призёр.
- Двинская СШ, 8 класс (Акулинина М.В.) – призёр.
Номинация «Социально-гуманитарное направление»
- Холмогорская СШ, 10 класс (Онегина Ю.М.) – 2 призёра.
3) Заочный конкурс рефератов «Открытия М.В. Ломоносова в развитии современной науки и техники» - Светлозерская СШ, 8 класс (Турышева Л.Н.) – призёр.
Также были руководителями индивидуальных проектов обучающихся Малыгина Т.П. (Селецкая СШ) – 3 проекта, Лохова И.М. (Емецкая СШ) – 1 проект, Акулинина М.В. (Двинская СШ) – 4 проекта.
Для анализа работы были использованы материалы официального сайта Управления образования Холмогорского района Архангельской области, группы ВКонтакте «Образование Холмогорского района», отчеты, предоставленные учителями Белогорской СШ, Брин-Наволоцкой СШ, Верхне-Матигорской, СШ, Двинской СШ, Емецкой СШ, Селецкой СШ, Ломоносовская СШ, Луковецкой СШ, Светлозерской СШ, Зачачьевской ОШ.
Выводы:
Педагоги РМО используют для повышения своего профессионального уровня курсовую подготовку, работу над темами по самообразованию, участвуют в конкурсах различного уровня, обобщают педагогический опыт на вебинарах, конференциях, публикуют методические материалы в печатных сборниках и в сети Интернет.
Педагоги РМО ведут с обучающимися внеклассную работу по русскому языку и литературе, используя различные форы работы, занимаются исследовательской и проектной работой с обучающимися.
План работы
районного методического объединения
учителей русского языка и литературы
на второе полугодие 2022 года
Методическая тема: Формирование функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности как одна из основных задач ФГОС.
Цель: создание условий для совершенствования уровня педагогического мастерства и профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Задачи:
- повышать профессиональную компетентность педагогов через самообразование, участие в заседаниях РМО и ШМО, семинарах, вебинарах, конференциях по данному направлению;
- использовать новые подходы и технологии в урочной и внеурочной деятельности для формирования функциональной грамотности обучающихся;
- организовать взаимодействие учителей русского языка и литературы с использование социальной сети «Вконтакте»;
- обобщать и распространять опыт педагогов района по данной теме через публикации авторских материалов на официальном сайте Управления образования администрации МО «Холмогорский муниципальный район», в вестнике «Маяк образования», в средствах массовой информации.
Содержание работы по направлениям
Направление |
Содержание работы |
|
|
Мероприятие |
Сроки |
1. Аналитическая деятельность |
Анализ методической работы за 2021-2022 учебный год и планирование на второе полугодие 2022 года. |
Сентябрь 2022 г. |
Анализ ГИА в 2021-2022 учебном году |
Октябрь 2022 г. |
|
Анализ муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников |
Ноябрь 2022 г. |
|
Анализ деятельности районного методического объединения учителей русского языка и литературы за второе полугодие 2022 года |
Декабрь 2022 г. |
|
2. Информационная деятельность |
Изучение нормативных и методических документов по актуальным вопросам образования, по инновационной деятельности педагогов |
Сентябрь- декабрь 2022 г |
|
Информирование педагогов о новых направлениях в развитии общего образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, ЭОР. |
Сентябрь- декабрь 2022 г |
3. Консультативная деятельность |
Организация консультационной работы для педагогов ОО (по мере необходимости).. |
Сентябрь- декабрь 2022 г. |
Организация консультационной работы для молодых специалистов (по мере необходимости).. |
Сентябрь- декабрь 2022 г. |
|
Организация консультационной работы по вопросам проведения аттестации педагогических работников (по мере необходимости).. |
Сентябрь- декабрь 2022 г. |
|
4. Организация методической работы |
Заочный конкурс образовательных интернет-ресурсов педагогов. |
Сентябрь 2022 г. |
РМО учителей русского языка и литературы "Эффективные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы" (дистанционный формат) |
Октябрь 2022 г. |
|
Заочный конкурс видеоуроков молодых педагогов и их наставников «Педагогический дуэт-2022». |
Октябрь 2022 г. |
|
Выпуск районного сборника «Маяк образования» по теме «Современное образование – развиваем традиции, создаем новое». |
Ноябрь 2022 г. |
|
Педагогические чтения: «Педагогические практики: маленькие шаги к большим результатам». |
Декабрь 2022 г. |
|
5. Организационные формы работы |
|
|
- с обучающимися |
Районный заочный конкурс рефератов, посвященный М.В. Ломоносову |
Октябрь 2022 г. |
Районный конкурс для детей с ОВЗ «Я могу! Я умею!» |
Ноябрь 2022 г |
|
Участие обучающихся в тестировании по читательской грамотности на портале РЭШ. |
Сентябрь- декабрь 2022 г. |
|
- одаренными детьми |
Проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников |
Сентябрь- октябрь 2022 г. |
Проведение муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников |
Ноябрь-декабрь 2022 г. |
|
Международный день прав человека: Районный конкурс «Права человека нашими глазами». |
Декабрь 2022 г. |
Ожидаемые результаты
- Повышение профессиональной компетентности педагогов РМО
- Использование эффективных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
- Создание условий для обобщения и распространения опыта педагогов РМО
- Повышение результативности участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.